Леонид Ставицкий: аукционы в строительстве отменять нужно, но пока рано
1-ый замминистра строительства и ЖКХ Леонид Ставицкий принял роль в окружном образовательном форуме «Строительный комплекс и градостроительная деятельность в субъектах Русской Федерации – 2017» в Новосибирске.
И в докладе Л.Ставицкого, и в выступлениях ректора МГСУ Андрея Волкова, директора «РосКапСтроя» Александра Васюкова, представителей Ростехнадзора и Госстройнадзора достаточно нередко звучали слова о необходимости нововведений в строительной отрасли, по другому стагнация неизбежна. Разумеется, что движком этого процесса должен быть Минстрой Рф, который сформировывает нормативную базу стройкомплекса. В рамках пресс-подхода журналисту Агентства новостей «Строительный бизнес» удалось задать Л.Ставицкому несколько вопросов и получить очень достойные внимания ответы.
- Леонид Оскарович, какие решения нужно принять, чтоб инновации интенсивно внедрялись на стройках Рф?
- Чтоб провоцировать инновации, необходимо, сначала, сделать современное законодательное, нормативно-правовое и нормативно-техническое правовое поле. Неважно какая инновация в области промышленности строй материалов, конструкций либо технологических процессов может работать только при условии законодательного закрепления актуального цикла построек и сооружений. Другими словами, в базе нововведений лежит экономика, а экономический эффект проявляется и считается лишь на полном актуальном цикле построек и сооружений. А понятие «актуальный цикл» тянет за собой целый комплекс нормативных, технических и иных вопросов.
И сходу перейти на эту платформу нереально, для этого требуется существенное время. В Москве, к примеру, жилище с энергосберегающими устройствами и иными нововведениями приобретают. Но отъедьте от Москвы км за 500 – кто там купит жилище, при строительстве которого использованы современные инноваторские технологии, которые на стадии строительства ведут к удорожанию? А если б существовали экономические механизмы, которые позволяли бы окупать эти инновации в период эксплуатации, тогда бы этот груз не ложился на плечи покупателей.
- Какую работу ведет Минстрой для решения этой задачи?
- 1-ые шаги уже изготовлены. Сначала, актуализированы тыщи нормативных документов, которые накопились за долгие-долгие годы – это СНиПы, Своды правил и т.д.. В первый раз за долгие и длительные годы Правительство Рф приняло решение выделить большие средства – около 4-4,5 миллиардов рублей на эту работу. Ранее средства на актуализацию документов выделяли Национальные объединения строителей и изыскателей и проектировщиков, также СРО – в общей трудности более 600 миллионов рублей. Актуализировав нормативную базу, мы уже делаем шаг к встроенной схеме, связанной с техническим регулированием, с продвижением инноваторских материалов и технологий. Последующий шаг - это переход к актуальному циклу. Без этого мы не сделаем предпосылки для продвижения нововведений.
Также изготовлены 1-ые шаги в области законодательной базы. Принят закон о ценообразовании в строительстве, так как те средства, которые вносит правительство в объекты серьезного строительства, требуют совсем новых подходов к ценообразованию, перехода на ресурсный способ. А что такое сметное нормирование? Это те же современные материалы и технологии и верная оценка их эффективности. Это снова будет нужно на актуальном цикле построек и сооружений.
Я думаю, что в наиблежайшие два года эта работа будет завершена. Но жизнь не стоит на месте, нормативная база должна повсевременно совершенствоваться. Мы много говорим о Еврокодах - а они уже имеют по 3-4 редакции, так как повсевременно возникают новые технологии, материалы, и это должно быть отражено в нормативной базе. Мы перевели 3-ий свод Еврокодов, но нам необходимы национальные эталоны и своды правил. Но при всем этом мы должны быть, непременно, интегрированы в мировую систему. Такая работа ведется, и она будет усиливаться с каждым годом. Мы отлично осознаем, что без этого мы не сможем выйти на современный уровень в строительстве.
- Необходимо ли государству в критериях кризиса поддерживать строй компании, и каким образом?
- У нас в строительстве еще как бы нет совсем сформированной конкурентноспособной среды, в том виде, в каком мы желали бы ее созидать. При всем этом конкурентноспособная среда не предугадывает какого-нибудь роли страны. Если правила игры сформулированы в законодательстве верно и верно, тогда верно работает и конкурентноспособная среда. Естественно, есть шероховатости, к примеру, в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе». На данный момент в торгах участвуют компании, которые там и участвовать не должны, но по закону имеют право. Отсюда и плохая работа подрядных организаций, и провалы, и уголовные дела. Потому напрямую правительство помогать, естественно, не будет, но создавать среду для здоровой конкуренции – это самая основная задачка.
- Но неудача 44-ФЗ не в том, что в торгах могут участвовать два человека с одной заржавелой лопатой, а в том, что на аукционах единственный аспект отбора фаворитов – это малая стоимость. Не считая того, основная задачка Главгосэкспертизы - очень понизить цена проекта. До того времени, пока по этим двум характеристикам будут отбираться проекты, ни о каких нововведениях речи быть не может.
- Я бы не произнес, что основная задачка Главгосэкспертизы – понизить цена проекта. Ее основная задачка – обеспечить техно безопасность. И вообщем, определение достоверной цены появилось не так издавна. Госэкспертиза с наслаждением отказалась бы от этого раздела, так как все это пока очень несовершенно и условно. Закон о ценообразовании, основанный на ресурсном способе, более совершенный, но тоже не до конца. Мы поглядим, как он будет работать, в особенности после того, как будут приняты подзаконные акты, когда заработает ГИС, другими словами мониторинг цен на материалы, машины и механизмы и цена трудовых ресурсов. Я думаю, что и он востребует еще какого-то совершенствования.
Что все-таки касается заржавелых лопат и аукционов, я считаю, что база основ – это ровная ответственность. А ровная ответственность – это страхование, а страховые компании с маленькими подрядчиками работать не будут либо будут брать с их обезумевшие проценты, что приведет снова к удорожанию строительства. Так по кругу и ходим. Потому все необходимо улучшать.
- Аукционы в строительстве необходимо отменять?
- Необходимо, но рано. Пока другого механизма не существует. С другой стороны, направьте внимание, как строились главные стратегические объекты либо объекты Олимпиады? Их строили единственные подрядчики, избранные без конкурса – но это не от неплохой жизни. Дело в том, что обладатели компаний, которые подписали тут договоры на генподряд, несли и несут ответственность перед президентом Рф, впрямую. И все знают, что все они построят и ничего не своруют, и все будет нормально. К огорчению, пока так. Но совершенствоваться нужно. В чем наша неувязка? Эволюция европейской и американской законодательной базы происходит равномерно, а у нас, как обычно, все нужно немедля, чтоб за 5 лет сделать то, что в Америке происходило 100 лет. А немедля не выходит. У нас лишниие ожидания, что это произойдет прямо сейчас. Не произойдет!
Кстати говоря, очень соответствующий в этом плане 131 федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления» – я считаю, что это 2-ой закон после Конституции Рф. В нем прописана система ответственности по уровням власти. Разумеется, что страна должна жить по 131 закону, а не живет. Почему? Мы декларацию подписали, закон приняли, но экономика страны, ее устройство не позволяют жить по этому закону. Не так как не желаем, а так как не можем. Необходимо было этот закон принимать? Естественно! При всем этом вспомните, сколько к таким законам шла Европа? К самоуправлению? Это Магдебургское право, XV век!
- Другими словами, через 600 лет мы будем жить так же отлично, как в Европе?
- Ну что вы, еще резвее! Мы самые наилучшие и профессиональные, и то, что для Европы столетия, для нас - 10-20 лет.
Электрогирлянда комнатная «Сетка» 1.5x1.5 м 96 LED тёплыйжёлтый
Электрогирлянда «Сетка» дозволит стремительно украсить окно либо стенку снутри помещения. Не считая того, ажурное изделие можно использовать для дизайна мебельного фасада, лестничных перил.
В сетке 96 светодиодных лампочек. Источник питания — электросеть. Мощность гирлянды составляет 7 Вт. Напряжение — 220 В. В комплекте находится трансформатор. Изделие выполнено из мультикомпонентного материала. Размер сети 1,5×1,5 м. Свечение — теплое желтоватое.