Деревянные или ж/б опоры. Что лучше?

Cостояние воздушных линий электропередачи почти во всем находится в зависимости от используемых на ВЛ опор. Мы не один раз обращались к данной теме. Свою точку зрения высказывали проектанты, производители опор, монтажники. Сейчас представляем мировоззрение Николая Бирюкова, сотрудника одной из больших энергоснабжающих организаций Рф.

Николай Бирюков, ведущий инженер-технолог Столичной кабельной сети ОАО «Мосэнерго»

В Столичной кабельной сети (МКС) в протяжении более 100 лет в подавляющем большинстве применялись древесные опоры на ВЛ 0,4-10 кВ. Естественно, еще полста лет вспять их эксплуатация была достаточно проблемной, так как применялись непропитанные опоры из различных пород древесной породы, установленные конкретно в грунт, что обуславливало малый срок службы линий. И уже тогда предпринимались пробы защитить древесные опоры от раннего тления в зоне, более подверженной биологическим разрушениям (40-50 см в грунте и 15-20 см над поверхностью земли), способом обмазки жарким битумом.

В 60-х годах прошедшего века были выпущены временные указания по антисептированию древесных стоек для ВЛ для электроснабжения сельскохозяйственных потребителей. Но они производились не полностью, вследствие чего опоры стремительно за-гнивали. В ближайшее время требования по надежности электроснабжения и внешнему облику ВЛ очень ужесточились, и управлением «Мосэнерго» было принято решение о переходе на применение железобетонных опор для ВЛ напряжением 0,4–10 кВ. Главных обстоятельств две:

эстетические суждения;

несоответствие пропитки выпускаемых на данный момент в Рф древесных опор требованиям ГОСТ 20022.0-93.

Отбросим первую причину, ибо «на вкус и цвет...». Тем паче что отменно сделанные древесные опоры никак не нарушают внешний облик улиц и дворов. Попробуем проанализировать вторую.

О пропитке древесных опор

Главное условие при пропитке древесной породы для опор ВЛ состоит в том, чтоб эти опоры устанавливались конкретно в грунт, без железобетонных приставок, так именуемых пасынков. При сочленении древесной части опоры с железобетонным пасынком при помощи проволочного бандажа пропиточный слой в зоне бандажей грубо нарушается, древесная порода расщепляется и это место подвергается насыщенному тлению, что приводит к досрочному повреждению опор.

Основной пропитываемой частью в древесных стойках является боковая наружняя поверхность и торцевые части. Боковая поверхность сосновой (как более стойкой к загниванию древесной породы) стойки должна пропитываться более чем на 85% толщины заболоневой части (30-40 мм). С торцевых частей стойки пропитываются на огромную глубину.

Но при эксплуатации через боковую поверхность из стойки может вымываться порядка 10% пропиточного состава, через торцевые поверхности – около 90%. Потому при установке древесной опоры верхний торец нужно накрывать крышей (в МКС стойки накрываются покрытой цинком листовой сталью размером 250x250 мм), а нижний торец – плоским влагонепроницаемым материалом.

Cогласно требованиям ГОСТ 20022.0-93, введенного в действие с 1 января 1995 года, сосновая древесная порода для опор ВЛ, пропитываемая методом вакуум-давление-вакуум (ВДВ), обязана иметь поглощение 13-15 кг сухой соли (порошка) защитного средства типа ХМ-11 на 1 м3 пропитываемой древесной породы. Средний срок эксплуатации таких опор должен составлять 40-45 лет.

Но русские предприятия идут «своим путем». К примеру, техническими критериями ТУ 5314-001-00109671-2002 на пропитку бревен для столбов в ОДАО «Владимирский электромеханический завод» определено, что поглощение продукта в пересчете на сухую соль должно быть более 7 кг на 1 м3 пропитываемой древесной породы. Срок службы опор установлен в 20-25 лет. При всем этом в момент разработки техусловий ГОСТ 20022.0-93 никакими нормативными документами не отменялся и данные ТУ оформлены вразрез с требованиями ГОСТа.

Другой производитель древесных стоек констатирует, что срок эксплуатации железобетонных опор составляет 25 лет, а древесных – 40 лет. И при всем этом советует устанавливать опоры на железобетонные пасынки. Тогда для чего необходимы столбы со сроком службы в 40 лет, если приставка прослужит только 25 лет? Кстати, у железобетонной приставки разрушающий момент меньше, чем у стойки из того же материала, и прослужит она еще меньше.

Один из производителей древесных опор – ООО «Лесэнергопром» – заявляет, что бурильно-крановая машина БМ-302 в состоянии «на себе» перевезти несколько древесных стоек. Мое личное мировоззрение – разве можно в открытую призывать к наигрубейшим нарушениям? На техническом уровне хорошо такую перевозку выполнить нереально, т.к. в конструкции БМ-302 не предвидено приспособление для транспортировки даже самых маленьких (6,5 м) стоек.

При всем сказанном я считаю, что если производители древесных стоек отыщут способности для обеспечения высококачественной пропитки, то применение этого материала в «Мосэнерго» может быть возобновлено.

Разглядим достоинства и недочеты опор из разных материалов для ВЛ напряжением 0,4-10 кВ.

Железобетонные опоры

Достоинства: +

+ только одно – технологичность производства.

Недочеты: —

– для перевозки автотранспортом стоек с местности завода-изготовителя на места их установки нужны особые полуприцепы с длиной до 12 метров. К огорчению, в текущее время стойки перевозят на бортовых автомобилях с прицепом-роспуском, который предназначен для перевозки железных труб либо других нехрупких материалов, но никак не железобетонных опор;

– при развозке по пикетам при новеньком строительстве либо выборочной подмене опор при проведении полгого ремонта нужен авто кран для поштучной разгрузки опор либо установки стоек с опоровоза сходу в котлованы;

– сложность демонтажа железобетонных опор. Даже если управление РАО «ЕЭС России» добьется (что маловероятно) в Госгортехнадзоре разрешения выдергивать железобетонные опоры как защемленный неопределенный груз, делать схожую работу будет очень трудоемко и небезопасно. Естественно, можно сломать опору у поверхности земли – это нетрудно, при неплохом толчке опора свалится под своим весом. А что далее? Тогда фактически в каждом электросетевом предприятии нужна достаточно непростая установка для разрушения стойки и высвобождения железного каркаса, изготовленного из прочной легированной стали. Да и в данном случае возникнут задачи: металл-то можно пустить в повторную переплавку, а с осколками бетона будет очень трудно. Асфальтовые фабрики, думаю, откажутся от их, т.к. на дорогах они будут своими наточенными углами повреждать авто покрышки. Полная же утилизация станет достаточно дорогостоящей;

– обслуживающий персонал электросетевых компаний с огромным опасением работает на линиях с железобетонными опорами, и не без оснований – нередки случаи срыва монтеров с высшей части опоры.

Древесные опоры

+ Достоинства:

+ простота обслуживания – электромонтер просто и неопасно подымается на опору и спускается с нее;

+ большая механическая крепкость при воздействии стихийных явлений (порывистый ветер, гололед);

+ не требуют бережного воззвания (в допустимых, естественно, границах) при перевозке, разгрузке, складировании, установке в котлованы;

+ по мере надобности доставки опор в аварийных ситуациях либо при невозможности подъезда к месту установки, погрузка, разгрузка и установка опор осуществляется вручную;

+ для роста срока службы можно создавать дополнительное антисептирование в местах, подверженных более насыщенному тлению;

+ огромное количество опор при перевозке на автомобиле (до 60 штук за один рейс);

+ простота утилизации;

+ дерево – восполнимый природный материал, отлично гармонирующий с естественным окружением;

+ пропитанные антисептиком опоры (без нарушения технологического цикла и технических критерий) могут служить 40 лет и поболее;

+ низкая цена по сопоставлению с железобетонными стойками.

– Недочеты:

– наличие вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Степень вредности находится в зависимости от пропиточного состава и может быть с 1 по 4 класс угрозы (пример: бензин и керосин относится к 4 классу);

– при заготовке бревен для стоек нужна выборка по поперечникам и сбегу (конусности) под размеры монтерских когтей;

– для получения высококачественной пропитки и требуемого срока эксплуатации опоры нужны зимняя рубка (с декабря по март) и атмосферная предпропиточная сушка бревен под навесом более 6 мес. При всем этом на период атмосферной сушки нужно проводить антисептирование поверхности бревен от поражения био агентами.

Железные опоры

Применение железных опор целенаправлено только в критериях маленьких городов, на территориях парков, школ, стадионов, с применением (при отсутствии запретов ПУЭ) самонесущих изолированных проводов.

Опоры должны быть оцинкованы способом жаркого цинкования. При всем этом подземную часть стойки и 20-30 см надземной части нужно при монтаже дополнительно обрабатывать водоизоляционными материалами. Не считая того, при транспортировке каждую опору нужно перевозить в отдельной упаковке, исключающей повреждение слоя цинка.

Заместо заключения

Проанализировав требования ГОСТов по защите древесной породы, также опыт антисептирования древесных стоек в забугорных странах, Столичная кабельная сеть ОАО «Мосэнерго» ведет поиск производителей, обеспечивающих доброкачественную пропитку древесных опор, которая дозволит устанавливать их конкретно в грунт без железобетонной приставки.

Таким макаром, применение древесных столбов (опор), пропитанных масляными антисептиками, отвечает целям увеличения долговечности и надежности функционирования электросетей и линий электропередач при одновременном понижении их цены.
Все эти факты были приняты во внимание РАО «ЕЭС России», которое в собственном циркуляре № 11-02/1-05 от 03.10.2001 г., также приказом №218 «Об итогах заседания НТС РАО «ЕСЭ России» от 18.04.2002 г. в целях увеличения надежности распределительных электронных сетей рекомендовало общее применение древесных столбов (опор) последнего поколения при техперевооружении, реконструкции и в новеньком строительстве.

Тележка инструментальная МАСТАК "ЭКСПЕРТ" 323 предмета, красная 52-07323R


Набор инструментов марки МАСТАК состоит из 323-х предметов, и содержит в себе 17 ложементов. Предназначен для организации рабочего места в любом производственном помещении, станции технического обслуживания либо авторемонтной мастерской. Набор располагается в телеге МАСТАК 521-07581R.
Эксперт в своём классе! Более полный по составу, набор инструментов удовлетворит потребности самого требовательного мастера. Набор занимает 6 полок, седьмую полку вы сможете заполнить по собственному усмотрению, беря во внимание специфику выполняемых работ. В перечне состава набора приведены общие наименования ложементов, входящих в набор. Подробнее вы сможете ознакомиться, загрузив информационный лист, или перейти по ссылке на страничку с описанием определенного ложемента, входящего в комплектацию «ЭКСПЕРТа».
Материал ложементов – EVA (ЭВА, этиленвинилацетат). При собственной лёгкости, этот материал обладает высочайшими прочностными чертами, стойкостью к маслам и растворителям, при деформации возвращает прежнюю форму. Для дополнительной защиты верхняя поверхность ложементов покрыта пластиком.